Рене Магритт – с сюром по жизни…

07.04.2019      Рубрика : Невыдуманные истории, Новости, Очерки      Комментарии: (0)

В юношестве многие представители моего поколения шестидесятников с неистовым интересом тянулись ко всему необычному, скорее к недоступному в силу принудительной изолированности общества и непрозрачности железного занавеса. Необузданная новизна просачивалась мелкими порциями и впитывалась без остатка. Одним из таких юношеских впечатлений было творчество Рене Магритта. Альбомы и отдельные репродукции были тогда большой редкостью, но мы искали и находили. Первое знакомство с творчеством художника породило упорное желание иметь копию одного из полотен. И все сложилось. В нашем детском хирургическом коллективе работал замечательный парень Александр Буслаев. Талантливый от природы человек, прекрасно рисовал, “баловался” маслом и взрывал свое окружение разнообразными творческими проектами.  Я попросил Сашу сделать копию “Философии в будуаре”. Он с удовольствием взялся и, через пару недель прекрасная работа висела у меня на стене.

Почему я решил написать о Магритте? Поводом явилось посещение музея художника в Брюсселе. Это наиболее крупное собрание полотен живописца. Музей Магритта входит в комплекс Королевских музеев изящных искусств и был открыт в 2009 году в здании отеля Антенлох. На площади в 2500 квадратных метров размещены более 230 работ художника: картин, набросков и скульптур. Экспозиция была сформирована, главным образом, из коллекции вдовы художника Жоржетты Магритт. Вторым источником стало собрание поэтессы Ирэн Хамоа, входившей в круг бельгийских сюрреалистов и дружившей с Магриттом.

Впечатлений масса, но давайте обо всем по порядку.

Рене Магритт

Рене Магритт родился в 1898 году в маленьком бельгийском городке Лессине. Его отец Леопольд Магритт (58 лет), занимался шитьем и торговлей тканями. Мать – Регина, урожденная Бертэншам, (31 год) до замужества работала модисткой. После нескольких лет в Лессине семья Магриттов переехала в Гилли, где у Рене родились два младших брата. Магритт вспоминал, как во время пребывания в Суаньи, где в то время жила его бабка по отцовской линии, он и его подружка любили играть на заброшенном кладбище, где регулярно встречали художника, рисующего аллеи. Позднее установили, что им был бельгийский живописец Леон Хьюгенс. Скорее всего именно эти  встречи оставили у маленького Рене ощущение, что художник наделен сверхъестественной силой. В марте 1912 года Регина, мать Рене, утопилась в реке Самбре, ей был на тот момент 31 год. Многие библиографы считают, что это событие оказало значительное влияние на творчество художника, но не стоит его переоценивать. Магритт сам говорил, что вынес из детства ряд других загадочных воспоминаний, которые нашли отражение в его творчестве. Через год после самоубийства Регины Магритт, Леопольд и трое мальчиков переехали из Шатле в Шарлеруа.  Там, на местной ярмарке Рене познакомился с двенадцатилетней Жоржеттой Бергер, дочерью мясника. Они расстались с началом Первой мировой войны случайно встретились только через 6 лет.В 1915 году Магритт создал свою первую работу. На полотне были изображены лошади, выбегающие из горящей конюшни. В возрасте 17 лет будущий художник бросает школу и переезжает в Брюссель, где планирует посещать Академию изящных искусств, как вольнослушатель. Вместе с тем занятия он посещал очень нерегулярно и покинул Академию уже через несколько месяцев и на пару с абстракционистом и поэтом Пьер-Луизом Флоке арендовал студию. В это же время он знакомится с поэтом Пьером Буржуа и его братом, архитектором Виктором Буржуа. Вместе с ними Магритт издает 4 выпуска журнала Au volant! («За рулем!»).

Рене Магритт "Обнаженная", 1926.

Первый публичный показ его работ состоялся в 1919 году. В галерее Centre d’Art были выставлены его две гуашевые афиши. Тогда же публике впервые был представлен холст Магритта. Судя по данным разных источников это могли быть или «Женщины», или «Обнаженная». В ранних работах художника ощущается сильное влияние кубизма и футуризма.

 

Рене и Жоржетта. Необыкновенно красивая пара. Любовь на всю жизнь.

В 1920 году Рене случайно встретил Жоржетту, с которой не виделся почти 7  лет.  После службы Магритта в бельгийской армии в 1920-21 гг., они поженились и переехали жить в брюссельский район Лакен. Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи. В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своим первым удачным произведением. Первая выставка художника в 1927 году по мнению критиков была неудачной. Магритт с Жоржеттой переехали в Париж, где познакомились с Андре Бретоном и вступают в его сюрреалистический кружок. Именно работа в этом сообществе помогла художнику и обрести свой фирменный узнаваемый стиль и, при этом,  не потерять индивидуальность. Магритт не боялся спорить с другими сюрреалистами и отрицательно относился к проявлениям психоанализа в искусстве. Природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики.

После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает в рекламном бизнесе и вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход. Во время Второй мировой войны Бельгия была оккупирована фашистской Германией. Этот момент оказывает существенное влияние на творчество художника. Меняется цветовая гамма и стиль его картин. Они похожи на работы Ренуара: художник считал важным в этот тяжелый период взбодрить людей

Рене Магритт "Сын человеческий",1964.

и вселить в них надежду. После войны Магритт перестаёт писать в «солнечном» стиле и возвращается к образам своих более ранних работ. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания. Рене Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей картины «Империя света». Похоронен художник на Скарбекском кладбище. Художник изображён на бельгийской почтовой марке 1993 года.

Рене Магритт "Черная магия", 1954.

Для картин Магритта характерен отстранённый, как бы невозмутимый стиль. На них изображаются обычные предметы, которые у Магритта, в отличие от других крупных сюрреалистов (ДалиЭрнст), почти никогда не теряют своей «предметности»: они не растекаются, не превращаются в собственные тени. Однако само странное сочетание этих предметов поражает и заставляет задуматься. Невозмутимость стиля только усугубляет это удивление и погружает зрителя в некое поэтическое оцепенение, вызванное самой тайной вещей.

Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия. Магритт всё время показывает обманчивость видимого и наполняет свои работы скрытой таинственностью. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета — не сам предмет.

Рене Магритт "Влюбленные", 1928.

Вообще названия картин играют у Магритта особую роль. Они почти всегда поэтичны и, на первый взгляд, никак не связаны с самим изображением. И именно в этом видел их значимость сам художник: он считал, что скрытая поэтическая связь названия и картины способствуют тому магическому удивлению, которое Магритт видел предназначением искусства. В своих воспоминаниях художник писал: «Я взял себе ориентир – магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком».

Рене Магритт "Мегаломания".

Именно борьба за это магическое, борьба против обманчивой самоочевидности обыденного создала, например, такой характерный образ творчества художника, как мужчину в котелке. Помещая эту, казалось бы, квинтэссенцию обезличенной обыденности в разные странные ситуации («Голконда», «Месяц сбора винограда», «Тайна горизонта») художник ставит под вопрос простоту этого образа и простоту самой видимой обыденности.

Мастер стремился решить в своём творчестве проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью. Поэтому Магритт нередко использовал образы картины в картине, зеркала, окна, глаза, сцены или занавеса.

Магритт придерживался социалистических взглядов. По его мнению левое направление выражало в политике идеи свободы, близкие сюрреализму. Предположительно, он дважды вступал в Компартию Бельгии до войны: в 1932 и в 1936 годах, и дважды покидал ее, из-за разногласий с товарищами во взглядах на роль искусства в пропаганде идей социализма. Члены партии раскритиковали его работу «Красная модель» за неверное отображение коммунистов. Не были приняты и несколько проектов плакатов, которые Магритт подготовил для  центра работников бельгийской текстильной промышленности. В 1945 он стал членом Компартии в третий раз. По словам Жоржетты Магритт этот поступок Рене совершил на волне благодарности русским. В том же году Магритт написал конфиденциальное «Разъяснение» коммунистам-интеллектуалам, в котором высказал озабоченность фактом, что роль искусства сводилась к пропаганде идей и побед марксизма, с использованием понятных стилей и предметов. Магритт сравнивал такой утилитарный подход к искусству с нацисткими методами.

В идеях коммунизма Магритт, прежде всего, видел доступность “интеллектуальной роскоши” для всех слоев общества:

Классовое сознание необходимо, но это не означает, что рабочие должны обречь себя на хлеб и воду и не хотеть курицы и шампанского. Люди идут в коммунисты именно потому, что стремятся к лучшей, достойной человека жизни.

Художник-коммунист видит смысл своего творчества в создании картин, которые будут интеллектуальной роскошью, роскошью коммунистического общества, несомненно отличающейся от бесполезной, показушной и дурновкусной роскоши нынешних эксплуататорских классов.

В религии Магритт придерживался агностических взглядов, говоря: «Слово «бог» не имеет для меня значения, но за ним я вижу не пустоту, а тайну».

Рене Магритт "Вечернее платье", 1945.

Магритт оказал значительное влияние на художников второй половины XX века, главным образом, на концептуалистов и представителей поп-арта. Многие молодые художники, среди которых были Энди Уорхол, Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, впервые увидели работы Магритта на экспозиции 1954 г. в нью-йоркской галерее Sidney Janis. Раушенберг и Джонс впоследствии приобрели работы Магритта. Так, в частной коллекции Раушенберга до 2016 г. находился один из вариантов картины «Шехерезада», написанный в 1947 г. Стоит отметить, что, несмотря на единодушие критиков в оценке влияния Магритта на поп-арт, сам Рене открещивался от титула «отца поп-арта», называя этот стиль очередным «бесконечно менее дерзновенным» вариантом дадаизма. Интересно, что именно к неодадаизму относят некоторые работы Раушенберга и Джонса, которые были большими поклонниками Магритта. Он называл направление «не слишком серьезным, и, возможно, не искусством вовсе», отводя ему место в мире моды и уличной рекламы. Курировавший выставку Магритта художник-концептуалист и один из деятелей поп-арта Джон Балдессари говорил, что художник повлиял на восприятие искусства массами, «сделав сюрреализм удобоваримым для широкой аудитории».

Образы Магритта многократно использовались в кинематографе. В частности, по мотивам “Сына человеческого”, в фильме “Афера Томаса Крауна” главный герой одевается в характерные костюм и котелок ограбления музея. Картина «Империя Света» послужила прообразом знаменитой сцены фильма “Изгоняющий дьявола”, в которой Отец Феррин стоит перед домом МакНилов в освещении уличных фонарей. Она же вдохновила авторов постера к фильму. Считается, что сцена уползающего червя в первом полнометражном фильме Дэвида Линча “Голова-ластик”, была навеяна картиной «Медитация».

В музее Рене Магритта, Брюссель. Зеленое яблоко.

Многие музыканты использовали идеи работ Магритта при оформления обложек своих альбомов. Например, конверт пластинки Джеффа Бека «Beck Ola» практически воспроизводит картину «Комната для подслушивания», обложка альбома «Late for the Sky» Джексона Брауна напоминает об «Империи Света», а альбом Джона Фокса и Луиса Гордона «The Pleasures of Electricity»  – к «Принципам удовольствия». Рене Магритт упоминается и в текстах песен. Например, Пол Саймон посвятил художнику и его жене песню «Rene And Georgette Magritte With Their Dog After The War» из альбома Hearts and Bones, а в альбоме Hobosapiens Джона Кейла есть песня «Magritte».

Пол МакКартни является большим почитателем творчества Магритта. В его коллекции несколько картин и личных предметов художника. Не случайно, что зеленое яблоко картины Au Revoir стала прообразом названия и логотипа фирмы Apple Corps. Пол МакКартни вспоминал, что он всегда любил работы Магритта и восхищался ими с шестидесятых, когда впервые узнал о его творчестве. Однажды лондонский арт-дилер Роберт Фрейзер принес ко нему домой одну картину. На ней была только лишь надпись “Au Revoir”на красивом зеленом яблоке. Это большое зеленое яблоко, которое до сих пор хранится у МакКартни и вдохновило друзей на создание логотипа.

Пока все. Продолжение следует…

 

 

 

Оставить комментарий

Comment Spam Protection by WP-SpamFree